Опрос в
письменном виде может производиться
несколькими способами. Анкеты могут рассылаться исследуемым потребителям по
почте, при этом может рекламироваться организация или ее товар. Используя этот
метод, исследователь должен понимать, что не все анкеты будут заполнены и возвращены.
По данным специалистов получение ответов составляет от 20 до 50% от полного
объема охваченных опросом. Применение различных стимулов в отношении
опрашиваемых является залогом получения высокой доли заполненных анкет.
Письменные опросы часто проводятся среди потенциальных партнеров и потребителей
организации, которые могут участвовать в выставках, ярмарках, презентациях
организации.
Каждый из методов проведения опроса имеет свои
положительные и отрицательные стороны. В таблице 4.6 приведены преимущества и
недостатки отдельных методов этой формы маркетингового исследования.
Таблица 4.6
Преимущества и недостатки
различных форм опроса
Форма
опроса
|
Преимущества
|
Недостатки
|
В личной
беседе
|
Небольшие затраты времени. Возможность наблюдения за
реакцией интервьюируемого. Относительно невысокая стоимость. Интервьюирующий
может объяснить вопрос.
|
Нужны специалисты со знанием психологии. Ограниченность по
объему вопросов и численности интервьюируемых. Сложность в обработке информации.
Охват небольших территорий.
|
По телефону
|
Небольшие затраты времени. Относительно невысокая стоимость.
Охват больших территорий.
|
Ограничения по объему вопросов. Отсутствие контроля
достоверности информации. Сложность в компоновке ответов. Субъективные
факторы, например, нежелание давать интервью, вести разговор.
|
По почте
(в письменном виде)
|
Широкий охват аудитории. Возможность компьютерной обработки
информации. Представительность выборки. Возможность контроля достоверности
ответов.
|
Большие затраты времени. Относительно дорогой. Требует
профессиональной подготовки анкеты. Не все вопросы анкеты могут быть понятны
респонденту.
|
Фокус-групп
|
Небольшие затраты времени. Широкие возможности использования
результатов на любом этапе исследования.
|
Высокая стоимость. Требует профессионального руководства,
специального оборудования и оснащения.
|
Наблюдение в отличие от опроса не зависит от готовности
наблюдаемого объекта сообщать информацию. Оно представляет собой форму
маркетинговых исследований, с помощью которого осуществляется систематическое,
планомерное изучение поведения того или иного объекта или субъекта. Наблюдение
- это процесс открытого или скрытого от наблюдаемого сбора и регистрации
событий или особых моментов, связанных с поведением изучаемого объекта.
Предметом наблюдения могут быть свойства и поведение индивидуумов (покупатель,
читатель, продавец и т.д.) и вещей, товаров процессов (изучение потока покупателей,
использования различных приборов, машин и т.д.).
Основными областями применения наблюдения могут быть
поведение покупателей при покупке товаров, моментные наблюдения для анализа
характеристики общения (внимательности, любезности, предупредительности),
физиологические измерения психологических проявлений (переменных), поведение
покупателя, эффект удовлетворения, впечатления или неудовлетворения общением.
В зависимости от участия исследователя наблюдения
бывают соучаствующие (активные) или простые (не активные). В этих случаях
наблюдения могут производиться либо открытым способом, либо инкогнито. При
соучаствующих наблюдениях исследователь "внедряется" в изучаемую
среду и проводит анализ "изнутри". Например, изучая отношение
потребителей к товару, исследователь может сыграть роль продавца и
проанализировать отношение покупателей к товару. В случае простого наблюдения
исследователь регистрирует события со стороны. Соучаствующие наблюдения
применяются относительно редко, определенное значение они имеют при
исследовании сбыта. Наиболее часто применяются простые наблюдения, после исследования
этим способом значительно шире.
Наблюдения могут быть лабораторными и полевыми.
Полевые наблюдения применяются в основном для изучения поведения объекта в его
нормальной среде, обстановке. Лабораторные наблюдения осуществляются путем
создания для объекта искусственной среды близкой к действительным условиям его
поведения.
Основными недостатками этого метода исследования
являются невозможность участия наблюдателя при выборе наблюдаемого объекта, в
отдельных случаях отсутствует возможность исследования всех характеристик
наблюдаемого объекта одновременно, невозможность зарегистрировать субъективные
факторы поведения изучаемого объекта, а при проведении соучаствующего
наблюдения возможно влияние поведения изучаемого на процесс наблюдения.
В процессе наблюдения широкое распространение получили
технические средства: видеокамеры, магнитофоны, специальные зеркала и пр.
|